“Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать”. Плутарх
“Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других людей говорить о себе”. Д. Карнеги
Техники слушания (по Л.Д. Столяренко).(Здесь...)
· Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) — пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;
· Поддакивание («да-да», кивание…) — хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;
· «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;
· «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;
· «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) — высокая степень внимания и мобилизации;
· Побуждение («Ну и…», «И что дальше?») — подталкивает рассказ;
· Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);
· Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);
· Оценки, советы — не всегда уместная техника;
· Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) — работает, если люди на одной волне;
· Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) — всегда хорошо с близкими;
· Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) — техника, всегда мешающая отношениям;
· Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;
· «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») — плохой вариант слушания;
· Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
· Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) — плохой вариант слушания.
“Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других людей говорить о себе”. Д. Карнеги
Основные рекомендации по использованию активного слушания!!!
Этапы активного слушания | Действия слушающего |
1. Несловесная поддержка говорящего | Контакт глаз, "поза слушания", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п. |
2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль) | "Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п. |
3. Формулирование содержания высказывания | На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок |
4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли | "Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания |
5. Демонстрация своего отношения к услышанному | Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к личности говорящего |
6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела | "Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п. |
· Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) — пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;
· Поддакивание («да-да», кивание…) — хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;
· «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;
· «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;
· «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) — высокая степень внимания и мобилизации;
· Побуждение («Ну и…», «И что дальше?») — подталкивает рассказ;
· Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);
· Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);
· Оценки, советы — не всегда уместная техника;
· Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) — работает, если люди на одной волне;
· Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) — всегда хорошо с близкими;
· Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) — техника, всегда мешающая отношениям;
· Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;
· «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») — плохой вариант слушания;
· Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
· Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) — плохой вариант слушания.
Источник: Л.Д. Столяренко "Основы психологнн"
Комментариев нет:
Отправить комментарий