суббота, 1 апреля 2017 г.

"Умеем ли мы слушать?"

“Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать”.      Плутарх

“Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других людей говорить о себе”.   Д. Карнеги



             Основные рекомендации по использованию активного слушания!!!
Этапы активного слушания

Действия слушающего

1. Несловесная поддержка говорящего

 
Контакт глаз, "поза слушания", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п.

 
2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль)     

 
"Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п.

 
3. Формулирование содержания высказывания       

 
На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок

 
4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли

 
"Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания

 
5. Демонстрация своего отношения к услышанному      

 
Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к личности говорящего

 
6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела       

 
"Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п.

         Техники слушания (по Л.Д. Столяренко).(Здесь...)

·                    Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) — пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;

·                    Поддакивание («да-да», кивание…) — хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;

·                    «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

·                    «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) — хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

·                    «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) — высокая степень внимания и мобилизации;


·                    Побуждение («Ну и…», «И что дальше?») — подталкивает рассказ;

·                    Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);

·                    Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);

·                    Оценки, советы — не всегда уместная техника;

·                    Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) — работает, если люди на одной волне;

·                    Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) — всегда хорошо с близкими;

·                    Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) — техника, всегда мешающая отношениям;

·                    Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;

·                    «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») — плохой вариант слушания;

·                    Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

·                    Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) — плохой вариант слушания.



Комментариев нет:

Отправить комментарий