როგორც ცნობილია, რუსული ენის სახელმძღვანელოები განიცდის მხატვრული ტექსტების ნაკლებობას. უცხო ენის გაკვეთილზე მოსწავლეებმა უნდა აითვისონ როგორც ლექსიკური მარაგი და გრამატიკული მასალა, ასევე უნდა შეძლონ უცხო კულტურული ინფორმაციების სიტუაციაში გამოყენება. ვფიქრობ, რომ მხატვრული ტექსტები გვთავაზობენ უცხო კულტურასთან მისასვლელს, გვეხმარებიან ინტერკულტურული კომუნიკაციის დამყარებაში. ამიტომ მხატვრული ტექსტით მუშაობა რუსული ენის გაკვეთილზე მეტად მნიშვნელოვანია.
მხატვრული ტექსტების კითხვის დროს მოსწავლე კონტაქტს ამყარებს ნაწარმოების გმირებთან, მიყვება მოქმედების მსვლელობას, სურს რაღაც გაიგოს. მყარდება კომუნიკაცია მკითხველსა და ნაწარმოებ შორის. ჩენი აზრით ეფექტური უცხო ენის გაკვეთილი ტექსტის გარეშე ვერ შედგება. ტექსტებში ენობრივი და ინტერკულტურული კომუნიკაცია მიმდინარეობს, ამიტომ უცხო ენის სწავლება ტექსტებზე უნდა იყოს ორიენტირებული. გაკვეთილზე ტექსტი უნდა დამუშავდეს როგორც შინაარსობრივად, ასევე ენობრივად. მოსწავლეებს ეტაპობრივად უნდა განუვითაროთ ტექსტის კითხვის, ანალიზისა და ინტერპრეტაციის, უცხოურ ენაზე მსჯელობის, არგუმენტირებული და კრეატიული წერის უნარები, გამოვუმუშავოთ წაკითხული ინფორმაციის გამოყენების უნარი.
მხატვრული ტექსტები შეიძლება უცხო ქვეყნის კულტურის მნიშვნელოვანი ინფორმაციების გადაცემის საშუალებად გამოვიყენოთ.ვფიქრობ, რომ მხატვრული ტექსტები გამოდგება იმისათვის, უცხოელ მკითხველთან, უცხო ქვეყნის კულტურა ახლოს მივიტანოთ. ის უღვივებს ინტერესს იმ ქვეყნის მიმართ, რომლის ენასაც მოსწავლე სწავლობს.
Новый год
Задание № 1. Прочитайте текст.
«С Новым годом! С Новым счастьем!» Раньше всех эти слова говорят жители Камчатки и Дальнего Востока. И только через девять часов поздравляют друг друга с праздником москвичи. В Сибири в это время суровые морозы, а в южных районах страны тѐплый дождь падает на вечнозелѐные растения. Но одинаково тепло, уютно и празднично во всех домах. Новогодний праздник празднует вся страна, каждая семья, каждый ребѐнок или взрослый. Это самый любимый, самый оптимистический праздник, праздник надежд. Дети ждут Деда Мороза, главного героя праздника, подарков, зимних каникул, а взрослые – новой мирной и радостной жизни в новом году.
К Новому году все готовятся заранее. В праздничные дни город необычен. В витринах магазинов, на площадях и в парках стоят нарядные ѐлки. На улицах много людей. Они спешат закончить дела старого года, приготовиться к празднику – купить подарки детям, родным, друзьям. Но самое главное – купить красивую новогоднюю ѐлку. Каждый хочет встречать Новый год около ѐлки, поэтому самые многолюдные места в городе – это ѐлочные базары. Опытные люди знают, что хорошую ѐлку нужно купить заранее. Конечно, можно купить и искусственную ѐлку. Но можно ли еѐ сравнить с настоящим деревом! Каждый день дети задают один и тот же вопрос: «Когда мы будем наряжать ѐлку?»
Украшение ѐлки – это огромное удовольствие для взрослых и детей, поэтому во многих домах ѐлку наряжают всей семьѐй. Ёлочные игрушки хранятся почти в каждом доме. Целый год они лежат в коробках и ждут своего часа. Каждый год покупается несколько новых игрушек; так, иногда в доме есть игрушки, которые подарили бабушке ещѐ в еѐ детстве. Ёлочные игрушки часто покупают в магазинах, но можно сделать их и своими руками. Некоторые родители считают, что украшение ѐлки – дело взрослых. Они украшают еѐ, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз. А утром дети просыпаются и видят красавицу-ѐлку. На ней разноцветные шары, серебряный дождь, яркие игрушки, конфеты и фрукты. Но самый главный сюрприз – под ѐлкой. Там подарки, которые принѐс добрый Дед Мороз.
В эти праздничные дни на городских улицах можно увидеть удивительную картину: около дома останавливается такси, и из него выходят странные пассажиры. Это старик с бородой, в длинной белой шубе и шапке, с палкой и большим мешком и молодая девушка тоже в белой шубке и шапочке. Это традиционные новогодние герои – Дед Мороз и Снегурочка, его внучка. Дети знают, что в мешке лежат подарки для них. Но трудно обмануть современных детей, только самые маленькие не знают, что Деда Мороза заказали папа и мама по телефону. Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что он так же стар, как другие герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев, ему только 100–150 лет. Но уже очень давно в народе рассказывали сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, который приносит на землю холод, снег и метели. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда в России начали встречать Новый год первого января, Дед Мороз стал посте-пенно главным героем этого праздника. Но его характер изменился: он стал добрее и начал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.
Задание № 2.
Подберите антонимы к следующим словам:
Искусственный – …
Холод – …
Злой – …
Длинный – …
Удивительный – …
Задание № 3. Соедините части предложения.
1. Украшение ѐлки – это огромное удовольствие для взрослых и детей…
|
А. которые подарили бабушке ещѐ в еѐ детстве
|
2. Каждый год покупается несколько новых игрушек, так, иногда в
доме есть игрушки...
|
Б. наоборот, люди дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
|
3. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных
героев…
|
В. поэтому во многих домах ѐлку наряжают всей семьѐй.
|
4. В те времена он редко дарил подарки…
|
Г. ему только 100–150 лет.
|
Задание № 4. Расскажите, как в Вашей стране встречают Новый год или Рождество.
Дан текст и упражнения, разработанные на основе этого текста. Задания направлены на ос-воение разных аспектов русского языка – лексического, морфологического и синтаксического. Лексико-грамматические упражнения, предлагаемые после текста, направлены на расширение лексического запаса учащихся и совершенствование их языковой компетенции.
წყარო: Финагина Ю.В., 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий