вторник, 4 апреля 2017 г.

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»(Алисон Кинг)

   კითხვის დასმის ტექნიკის ცოდნასა და გამოყენებას ვნელობა აქვს ეფექტური კომუნიკაციის დასამყარებლად, ინტერაქტიული სასწავლო პროცესის წარმართვაში. მინდა წარვადგინო ერთერთი სტრატეგია, რომელიც უვითარებენ მოსწავლეებს კითხვის დასმის უნარს, რაც მნიშვნელოვანია კრიტიკული აზროვნების განვითარებისათვის.     
                         „კითხვითი სიტყვები“
ეს სტრატეგია გამოიყენება მაშინ, როდესაც მოსწავლეებს უკვე აქვთ გარკვეული წარმოდგენა საკვლევი თემის შესახებ და მეტ-ნაკლებად ერკვევიან შესასწავლი მასალის საბაზო ცნებებში. „კითხვითი სიტყვები“ ეხმარება მათ, შექმნან ე.წ. „ინტერესთა ველი“
მასწავლებელი სთხოვს მოსწავლეებს, გაიხსენონ ძირითადი ცნებები, რომლებიც თემასთან არის დაკავშირებული ან ტექსტშია მოცემული და ჩაწერონ ისინი ორგანყოფილებიანი ცხრილის მარჯვენა ნაწილში. (იხ. ცხრილი). მარცხენა ნაწილში კი მოსწავლეებმა უნდა ჩაწერონ კითხვითი სიტყვები (არანაკლებ 8-10-ისა). ამის შემდეგ 5-7 წუთის განმავლობაში მათ უნდა ჩამოაყალიბონ რაც შეიძლება მეტი კითხვა, რომლებშიც შეაზავებენ ცხრილის ორივე ნაწილის ელემენტებს. ეს სამუშაო შეიძლება შესრულდეს როგორც ინდივიდუალურად, ასევე წყვილებში.
       ერთი პირობა: მოსწავლეებმა არ უნდა იცოდნენ პასუხები საკუთარ კითხვებზე (რა საჭიროა კითხვა, თუ პასუხი ცნობილია?!). ასე რომ, შეიქმნება რამდენიმე სია  სრულიად განსხვავებული შეკითხვებისა.                           
                                                                            «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».
1. Стратегия «Вопросительные слова»
  Вопросительные слова
  Основные понятия темы    
Kак?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Kакой?
Зачем?
Kаким образом?
Kакая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Kаково назначение?
    







  



  Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».
  Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.
   Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов.  
    Затем – мы просим учащихся обсудить свои списки и выбрать два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор. Не все сразу смогут дать аргументированные ответы. Некоторые скажут: «Просто понравились – и все». В таком случае мы можем записать те вопросы, выбор которых учащиеся не смогли обосновать, сказав, что обязательно вернется к этому в будущем. 
    Если эту работу преподаватель планирует на заключительную часть занятия, то будущую встречу он может планировать на основе «запросов» учащихся. Если же эта работа проведена в начале занятия, перед изучением материала, может быть организована работа по целенаправленной работе с информацией – поиск ответов на свои вопросы. 
    
გამოყენებული ლიტერატურა:Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13)

Комментариев нет:

Отправить комментарий